Помимо
работ по усилению броневой защиты серийного танка Т-34, малой и большой
его модернизации, КБ завода № 183 на базе шасси машины был разработан
тяжелый тягач — АТ-42 (технический проект 42). В ноябре 1940 г.
завод изготовил два опытных образца бронированного тягача АТ-42, которые
в декабре того же года прошли заводские испытания. Во время испытаний
были выявлены дефекты в работе коробки передач, гусеничного движителя,
тяговой лебедки и др. Машина была отправлена на доработку.
Тяжелый тягач АТ-42 имел бронированную рубку в передней и средней части
корпуса, в которой размещалось отделение управления и моторное
отделение. Лобовая броня рубки имела толщину 50 мм, бортовая — 15 мм. В
кормовой части корпуса размещалось трансмиссионное отделение, а перед
ним — отделение тяговой лебедки. Над крышей трансмиссионного отделения и
тяговой лебедки размещалась грузовая платформа грузоподъемностью 3
тс, на которой устанавливались сиденья для перевозки личного состава и
брезентовый тент. Дизель В-2 мощностью 500 л.с. (367,6 кВт) обеспечивал
машине массой 17 т максимальную скорость до 33 км/ч и позволял
развивать тяговое усилие на крюке до 15 тс. Для самообороны тягач был
вооружен пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре справа в лобовом
листе рубки.
Накануне Великой Отечественной войны 17 июня 1941
г. ГАБТУ были выданы ТТТ на разработку самоходно-артиллерийской
установки на базе шасси танка Т-34, хотя вопрос о создании такой машины
поднимался еще в июне 1940 г. Согласно выданным требованиям
предполагалось создание безбашенной боевой машины с турельной
установкой 85-мм пушки, имеющей горизонтальный сектор обстрела 30" и
углы вертикального наведения от -2" до +15°, с обязательной защитой
экипажа сверху от огня низколетящих самолетов. Для самообороны боевого
расчета предусматривалась установка пулемета ДТ на тяжелый
бронированный тягач АТ-42. В бо-42екомплект установки входили 45-50
артиллерийских выстрелов. Броневая защита 24-тонной машины была
выполнена из броневых листов толщиной 10, 16, 25 и 30 мм. Экипаж
установки состоял из четырех человек. Предполагалась также разработка
башенного варианта машины на шасси танка Т-34М с обеспечением кругового
обстрела, установкой командирской башенки, возможностью стрельбы с
закрытых позиций и увеличением скорострельности до 6-8 выстр./мин. В
этом варианте боевая масса машины составляла 20 т, экипаж — пять
человек. В боекомплект 85-мм пушки входили 65-70 выстрелов. Броневая
защита была сохранена на уровне предыдущего образца.
Все работы
над танками Т-34М, Т-34Т, Т-60, Т-44 и доработки АТ-42 были прекращены
в связи с началом Великой Отечественной войны и сосредоточением всех
усилий на серийном выпуске Т-34.
К началу войны было выпущено
1225 танков Т-34, из них 967 машин находилось в пяти приграничных
округах. Средние танки Т-34 предвоенного выпуска широко использовались в
боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, пока на смену
им не пришли модификации машины военного периода. Принимал участие в
боевых действиях и последний представитель отечественных
колесно-гусеничных танков — опытный танк А-20. При подходе немцев к
п.Кубинка, где находился НИИБТ полигон ГАБТУ РККА, из машин, имевшихся
на полигоне и не отправленных в тыл, в ноябре 1941 г. был сформирован
отдельный танковый батальон. Этот батальон входил в состав 22-й тбр. В
одну из танковых рот, которой командовал лейтенант Семенов, был включен
танк А-20. Бригада входила в подвижную группу подполковника Ермакова и
вела бои в районе Павловской слободы. 1 декабря 1941 г. танк А-20
получил боевые повреждения, но спустя четыре дня вновь вступил в строй.
Вместе с 22-й тбр до середины декабря А-20 поддерживал конницу Доватора,
но вновь получил боевые повреждения и был эвакуирован в тыл для
ремонта. На этом его следы теряются.