История создания
Лёгкий танк сопровождения пехоты Т-18
К началу 1930-х годов танковый парк СССР состоял в первую очередь из
массового лёгкого танка сопровождения пехоты Т-18, а также
разнотипных британских машин времён Первой мировой войны, чья боевая
ценность была низкой из-за общей устарелости конструкции, изношенности
агрегатов и проблем со снабжением запасными частями. Т-18 выполнил
первоначальную задачу насыщения РККА боеспособными и сравнительно
современными машинами, а также освоения промышленностью производства
танков. Однако характеристики Т-18, являвшегося лишь глубокой
модернизацией F.T. периода Первой мировой войны, уже к 1929 году не
удовлетворяли требованиям Генерального штаба РККА. После ознакомления
с опытными немецкими танками в ходе советско-германского
сотрудничества, а также с танками других стран в ходе ознакомительной
поездки начальника УММ И. Халепского по США и странам Европы, был сделан
вывод об отставании уровня советских танков. Для замены Т-18,
конструкторским бюро ОАТ с осени 1929 года велась разработка нового
танка сопровождения пехоты Т-19, но работы по нему по ряду причин
затягивались. В конце 1929 года на заседании коллегии ГУВП был сделан
вывод о том, что в связи с отсутствием у советских танковых
конструкторов должного опыта и неразвитостью промышленной базы, сроки
разработки советских танков и их заданные ТТХ не выдерживаются, а
созданные проекты не пригодны для серийного производства. В связи с этим
5 декабря комиссией под председательством Наркомтяжпрома Г.
Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту.
В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И.
Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С.
Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков,
тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.
Прежде всего комиссия весной 1930 года направилась в Великобританию,
считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники.
В Великобритании внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E или
«6-тонный» (англ. 6-ton), созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в
1928—1929 годах и активно предлагавшийся на экспорт. Комиссия
планировала приобрести лишь по одному экземпляру нужной техники, но
продавать одиночные образцы, а тем более с документацией, фирма
отказалась, и в результате дальнейших переговоров с ней было достигнуто
соглашение о закупке малых партий танков, в том числе — 15 единиц Mk.E
по цене в 42 тысячи рублей в ценах 1931 года, с полным комплектом
технической документации и лицензией на производство в СССР. Поставки
танков должны были быть осуществлены с сентября 1930 по январь 1931
года. «Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка
— достоверно известно о «Модели A» с двумя одноместными башнями с
7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модели B» с двухместной башней с 47-мм
короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом — но советская сторона
закупила только двухбашенные машины. В СССР Mk.E получили обозначение
В-26. Сборка танков осуществлялась на заводах «Виккерс-Армстронг», но
в ней принимали участие и советские специалисты, для лучшего
ознакомления с технологией. Первый В-26 был отправлен в СССР 22 октября
1930 года, а до конца года в СССР поступили ещё три танка.
Лёгкий танк «Виккерс» Mk.E Model A
В СССР первые из прибывших танков поступили в распоряжение «специальной
комиссии по новым танкам РККА» под руководством С. Гинзбурга, задачей
которой являлся выбор танка для принятия на вооружение армии. С 24
декабря по 5 января три В-26 были подвергнуты испытаниям в районе
Поклонной горы, на основании которых комиссией были сделаны «довольно
сдержанные» выводы. Но на состоявшейся 8—11 января демонстрации двух
танков перед представителями высшего командования РККА и Московского
военного округа, В-26 вызвал у них бурное одобрение и уже 9 января
последовало распоряжение К. Ворошилова: «…решить наконец вопрос об
целесообразности организации производства В-26 в СССР», а Гинзбургу было
приказано представить Наркомвоенмору список отмеченных в ходе испытаний
преимуществ и недостатков В-26 по сравнению с Т-19.
В
докладе, представленном 11 января, был сделан вывод о надёжности и
простоте трансмиссии и ходовой части В-26 и соответствии этих систем
требованиям РККА, но также говорилось о том, что двигатель является
неподходящим для установки на танк, а его конструкция не позволяет
повышение мощности традиционными методами форсирования. Среди
преимуществ танка отмечались также хорошие оптические прицелы пулемётов и
простая в производстве форма корпуса, среди недостатков — затруднённый
доступ к двигателю и трансмиссии и невозможность проведения текущего
ремонта двигателя в бою изнутри танка. В целом отмечалось, что
«…В-26, несмотря на рассмотренные недостатки, способен развить высокую
скорость и маневренность и является без сомнения лучшим образцом из всех
известных в настоящее время образцов заграничных танков». В сравнении с
Т-19 отмечалось, что по срокам выполнения и стоимости наиболее выгодным
является освоение в производстве Т-19, менее — комбинированного танка,
сочетавшего узлы Т-19 и В-26 и наименее — организация производства Т-26 в
неизменном виде. В общем выводе доклада говорилось о необходимости
начать проектирование нового танка на основе конструкций Т-19 и В-26, с
мотором, корпусом и вооружением от первого и трансмиссией и ходовой
частью последнего, а также организации совместных испытаний Т-19 и В-26
для получения более полных результатов.
Свой проект
предложила и ВАММ, которая после ознакомления с документацией на В-26
предложила приступить к проектированию танка с использованием
конструкции корпуса британской машины, но с усиленным бронированием и
двигателем «Геркулес» или «Франклин» мощностью 100 л. с., как более
подходящим для условий производства в СССР. По результатам заседаний
комиссии 16—17 января были выданы два технических задания:
конструкторской группе С. Гинзбурга на создание гибридного танка,
получившего название «Т-19 улучшенный» и ВАММ на создание «Танка малой
мощности» («Танк М. М.», или ТММ). Работы по обоим проектам
продвигались, в частности, эскизный проект «Т-19 улучшенного» был принят
уже 26 января того же года, но корректировку в планы внесла
международная обстановка. Так, 26 января И. Халепский направил Гинзбургу
письмо, в котором говорилось, что согласно данным разведки, Польша тоже ведёт закупку образцов «Виккерс» Mk.E и может, по оценкам
руководства РККА, уже к концу текущего года с англо-французской помощью
произвести более 300 танков этого типа, что дало бы польским танковым
войскам преимущество. В связи с этим РВС РККА счёл целесообразным
рассмотрение вопроса о немедленном принятии на вооружение В-26 в
существующем виде. В результате, 13 февраля 1931 года РВС, заслушав
доклад Халепского о ходе работ по новым танкам, постановил принять В-26
на вооружение РККА как «основной танк сопровождения общевойсковых частей
и соединений, а также танковых и механизированных частей РГК» с
присвоением ему индекса Т-26.