Т-18
(МС-1) — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925—1927
годах на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта
«Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. Серийно
производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было
выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х —
начале 1930-х годов, Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но
довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в
конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней
степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или
использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном
количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии к
началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её
этапе. В незначительном количестве эти танки ещё оставались в
войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и
использовались на начальном её этапе. История создания
Первым произведённым в СССР танком стал «Рено-Русский», представлявший
собой копию французского FT-17, один экземпляр которого был захвачен
Красной армией в 1919 году. Танк был предоставлен заводу «Красное
Сормово», которому было поручено скопировать его и наладить его серийное
производство с выпуском первой партии из 15 единиц к концу 1920 года.
Некоторые узлы FT-17, в частности трансмиссия, были утеряны при
транспортировке, и их пришлось проектировать с нуля. Несмотря на
многочисленные трудности, завод сумел собрать первый собственный танк к
августу 1920 года, а вскоре изготовить и остальные 14 заказанных машин.
Однако из-за экономических и политических затруднений того периода
дальнейшее производство танка не велось. Практически к вопросу
производства танков вернулись в 1926 году, когда была принята трёхлетняя
программа танкостроения. Она предусматривала в качестве плана-минимума
организацию одного танкового батальона и учебной роты, оснащённых
пехотными танками, а также одного батальона и роты, оснащённых
танкетками. По расчётам это требовало производства 112 машин каждого из
типов. В сентябре было проведено совещание командования РККА,
руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ), посвящённое
вопросам танкостроения и выбору танка для предстоящего массового
производства. FT-17 был сочтён излишне тяжёлым, малоподвижным и слабо
вооружённым, а произведённая в СССР его версия была дорогой и к тому же
обладала низким качеством изготовления. Стоимость одного «Рено-Русского»
составляла 36 тыс. рублей, что не соответствовало требованиям
трёхлетней программы, предусматривавшей суммарные затраты в 5 млн рублей
для своей реализации при стоимости одного пехотного танка на уровне 18
тыс. рублей.

Работы по созданию более совершенного танка в СССР к
тому времени уже велись. В 1924 году Комиссией по танкостроительству
были разработаны ТТТ к танку сопровождения пехоты, утверждённые в конце
того же года. В соответствии с ними, предполагалось создание танка
массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм
бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч. При этом с 1924 года для
перенятия зарубежного опыта в течение двух лет шло изучение трофейных
иностранных танков, из которых наиболее благоприятное впечатление
произвёл итальянский «Фиат 3000», являвшийся усовершенствованным
вариантом FT-17. Один повреждённый экземпляр этого танка, очевидно,
захваченный в ходе Советско-польской войны, был передан бюро в начале
1925 года.В соответствии с требованиями комиссии, Танковым бюро был
разработан проект танка, получившего обозначение Т-16. Весной 1925 года,
после рассмотрения проекта в штабе РККА, ТТТ были скорректированы:
допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить
размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки и
пулемёта Чтобы ускорить работу, для изготовления опытного
образца танка был выделен завод «Большевик», имевший в то время лучшие
производственные мощности. К марту 1927 года был закончен прототип Т-16.
При общем сходстве с FT-17, новый танк за счёт лучшей компоновки имел
значительно меньшую длину корпуса и как следствие — меньшую массу и
лучшую подвижность; значительно меньшей, по сравнению с «Рено-Русским»,
оказалась и его стоимость. Вместе с тем испытания Т-16 выявили у него
множество недостатков, в основном в силовой установке и ходовой части.
Второй прототип, при постройке которого были учтены эти замечания, был
закончен к маю того же года и получил обозначение Т-18. 11—17 июня танк
был подвергнут государственным испытаниям, которые в целом прошёл
успешно, и по итогам которых он был 6 июля принят на вооружение под
обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.
Тактико-технические характеристики лёгкого танка Т-18 образца 1927 г.
Классификация
| лёгкий пехотный танк | Боевая масса, т
| 5,30 | Компоновочная схема
| классическая | Экипаж, чел.
| 2
| Размеры:
|
| - длина корпуса, мм
| 3500, 4380 с «хвостом» | - ширина корпуса, мм
| 1760 | - высота, мм
| 2120 | - клиренс, мм
| 315 | Тип брони
| стальная катаная | Бронирование:
|
| - лоб корпуса, мм
| 16
| - борт корпуса, мм
| 16
| - корма корпуса, мм
| 16
| - днище, мм
| 8
| - крыша корпуса, мм
| 8
| Вооружение:
|
| - калибр и марка пушки
| 37-мм Гочкиса | - тип пушки
| нарезная | - длина ствола, калибров
| 20
| - боекомплект пушки
| 104
| - прицелы
| диоптрический | - пулеметы
| 2 × 6,5-мм Фёдорова | Тип двигателя
| рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения | Мощность двигателя, л. с.
| 35
| Скорость по шоссе, км/ч
| 16
| Скорость по пересечённой местности, км/ч
| 6,5
| Запас хода по шоссе, км
| 100
| Удельная мощность, л. с./т
| 6,6 | Тип подвески
| сблокированная попарно, на вертикальных пружинах | Преодолеваемый подъём, град.
| 36° | Преодолеваемая стенка, м
| 0,5 | Преодолеваемый ров, м
| 1,85 | Преодолеваемый брод, м
| 0,8 | Годы производства
| 1928—1931 | Годы эксплуатации
| 1928—1942 | Количество выпущенных, шт.
| 959 |
|