Вопреки
расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не
применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945
года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые
машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь
победы над Японией, где произвёл сильное впечатление на западных
союзников СССР по антигитлеровской коалиции. ИС-3 (Объект 703) —
советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в
серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней
участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых
послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» —
официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953
гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого
семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил
прозвище «Щука».
История создания и производства Создание
проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1»
началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков
ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась
двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с
полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин.
Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том
числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше
башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Запас хода —
340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946
года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на
вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии. При
разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая
исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками
в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение
лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение
проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для
придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В
результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в
передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые
110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась
трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая
название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было
в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в
лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические
смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую
противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни
впоследствии использовалась во всех советских танках, от Т-54 до Т-90 и в
ИС-7 и Т-10 (также известен как ИС-10) и также обеспечивала значительно
лучшую снарядозащищенность, по сравнению с предыдущими версиями башен,
устанавливаемых на советских танках. Модернизация ИС-3М — Модернизированная версия ИС-3 Модификации ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30. ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с такимм же как на ИС-3К оборудованием. Описание конструкции
ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением
моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения
управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из
четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.
|