Пе-2 был предназначен именно для "тонкой работы". Несколько бомб превращали в обломки мост, командный пункт, батарею противника. Причина такой точной работы - пикирующий удар. Летчик наводит машину прямо на цель. Сброшенные с небольший высоты бомбы продолжают свой путь по кратчайшей линии - прямой. Самолет переходит в горизонтальный полет и набирает высоту.
Выход из пикирования - режим очень тяжелый для конструкции. Громадная нагрузка увеличивается еще оттого, что пилот стремится как можно быстрее выйти из зоны огня зениток. ПЕ-2, как никакая другая машина, был приспособен для подобных маневров. Его конструкция выдерживала одинадцатикратную перегрузку. Однако высокая прочность не ухудшала летные данные. Больше того, выяснилось, что этот самолет способен выполнять фигуры высшего пилотажа. Впрочем, истори появления ПЕ-2 проливает свет на причини такой несвойственной бомбандировщику верткости.
В 1939 году конструкторским бюро В. Петлякова - крупного специалиста по тяжелому самолетостроению - был создан двухмоторный высотный истребитель. Новая машина отличалась оригинальной компоновкой кабины, прекрасными аэродинамическими свойствами: на высоте 10 тыс.м она развивала скорость 623 км/ч.
Надвигалась война, и конструкторы получили задание переделать истребитель в пикирующий бомбандировщик. Вес машины увеличился - теперь она могла нести целую тонну бомб. Потолок и скорость, конечно уменьшились, но "повадки" истребителя все же остались. Они очень пригодились - в одном из воздушных боев на Курской дуге группа ПЕ-2 сбила шесть вражеских истребителей.
Вообще "пэшка" оказалась твердым орешком. Попасть в самолет, пикирующий над зениткой, трудно: слишком велика скорость и быстро меняется высота.