В конструкции этого штурмовика был учтен весь опыт боевого применения Ил-2. Он по праву считался лучшим штурмовым самолетом эпохи поршневых двигателей. Участвовал в войне с фашистской Германией в самом ее завершении. Его высокие летные качества позволяли использовать его без прикрытия истребителей эскорта.
Проектируя самолет, конструкторы учли опыт боевого использования и
эксплуатации Ил-2. На самолеты были установлены четыре пушки - на первом
этапе калибром 20 мм, позже - калибром 23 мм; на крыльевых балках
располагались 8 реактивных снарядов РС-82: бомболюк и внешняя подвеска
допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600
килограммов. Вес готового к взлету самолета превышал вес пустого (4680
кг) без малого на две тонны. В процессе модернизации конструкторы
доработали машину в основном по линии усиления огневой мощи. Был
сконструирован также учебно-тренировочный вариант машины УИл-10.
Первый
испытательный полет совершил 18 апреля 1944 года летчик-испытатель
В.К.Коккинаки. Заводские испытания заняли менее месяца и 13 мая 1944
года машина была сдана на государственные испытания.
Последние были проведены буквально в рекордные сроки - всего за две
недели. Результаты испытаний превзошли все ожидания: по максимальной
горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника почти на 150
км/час. К тому же, на малых высотах полета (до 2000 м) Ил-10 почти не
уступал по скорости одноместным
истребителям противника Ме-109G2 и FW- 109А-4. Интересен такой факт: в
процессе проведения госиспытаний летчики-испытатели Ил-10 провели
показательные воздушные бои с лучшим отечественным истребителем Ла-5ФН.
Эта машина, кстати, по своим летне-тактическим характеристикам
превосходила все истребители, состоявшие на вооружении Люфтваффе в 1944
году.
Большая скорость полета, хорошая маневренность и эффективная
бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. Если сопровождение
штурмовиков Ил-2 истребителями считалось обязательным, то Ил-10
зачастую не нуждался в них. Более того, по комплексу боевых данных Ил-10
на небольших высотах мог вести активный воздушный бой с истребителями
противника.
К 1 мая 1945 г. действующей армии было передано 630 штурмовиков
Ил-10, но лишь нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении,
довелось принять участие в боевых действиях. Однако, самолет Ил-10
массово и эффективно использовался в войне с империалистической Японией.
Здесь особенно надо отметить его боевое применение летчиками морской
авиации, которые с успехом производили на новой машине топмачтовое
бомбометание. Ил-10 и его послевоенная модификация Ил-10М состояли на
вооружении до начала 60-х годов, когда им на смену пришли реактивные
самолеты.
Тактико-технические характеристики штурмовика Ил-10
Год выпуска
1944
Двигатель
АМ-42 (2000 л. с.)
Длина самолета, м
11,12
Размах крыла, м
13,4
Площадь крыла, м2
30
Взлетный вес, кг
6335
Дальность полета, км
800
Скорость:
- у земли, км/ч
507
- на высоте 3000 м, км/ч
550
Экипаж, чел
2
Вооружение
2х 23-мм НР-23 2 х 7,62-мм ШКАС 1 х 12,7-мм УБС до 600 кг бомб 4ХРС-132