В конструкции этого штурмовика был учтен весь опыт боевого применения
Ил-2. Он по праву считался лучшим штурмовым самолетом эпохи поршневых
двигателей. Участвовал в войне с фашистской Германией в самом ее
завершении. Его высокие летные качества позволяли использовать его без
прикрытия истребителей эскорта. Принимал активное участие в боевых
действиях против Японии осенью 1945 г. Находился на вооружении стран
Варшавского договора вплоть до начала б0-х гг. Произведено (в том числе
по лицензии в Чехии) 4955 самолетов.
На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами
управляли лётчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок. Лётчики
давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а после ознакомления с
докладом лётчиков-испытателей Юмашева и Чернавского — Алкснис,
специальным приказом позволил управлять И-16 только самым опытным
лётчикам. После эксплуатационных испытаний в Крыму (Каче) самолёт был продемонстрирован широкой публике на первомайском параде.
Пе-2 был предназначен именно для "тонкой работы". Несколько бомб
превращали в обломки мост, командный пункт, батарею противника. Причина
такой точной работы - пикирующий удар. Летчик наводит машину прямо на
цель. Сброшенные с небольший высоты бомбы продолжают свой путь по
кратчайшей линии - прямой. Самолет переходит в горизонтальный полет и
набирает высоту.