Этот истребитель совместной конструкции С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова был результатом развития опытного самолета ЛаГГ-1. ЛаГГ-3 в опытном экземпляре очень хорошо зарекомендовал себя на госиспытаниях, начавшихся 14 июня 1940 г. Скорость до 605 км/ч на высоте 5000 м, время набора этой высоты — 5,8 мин, а 8000 м — 12,7 мин. Он был идеально выполнен и отполирован до блеска. Однако на этом самолете еще не были установлены рация, система инертного газа, балансир руля направления и фары. Управление элеронами и рулями оказалось слишком тяжелым. Присутствовали и другие недостатки. Самолет был запущен в серийное производство одновременно на нескольких заводах.
Масса серийных самолетов после устранения дефектов и установки необходимых агрегатов увеличилась примерно на 70 кг, и не проводилось уже той тщательной обработки поверхностей. Летные качества ухудшились: скорость снизилась до 535 км/ч, уменьшилась дальность. Правда, в серийных самолетах было усилено вооружение — добавлено два тяжелых пулемета УБС, иногда ставили пушку калибра 23 мм и подвешивали шесть снарядов РС-82. Всего построено 6528 самолетов.
Тактико-технические характеристики истребителя ЛаГГ-3
Двигатель
М-105ПФ (1210 л. с.)
Длина самолета, м
8,81
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Взлетный вес, кг
3150
Потолок практический,м
9600
Дальность полета, км
655
Скорость:
у земли, км/ч
542
на высоте 3560 м, км/ч
591
Экипаж, чел.
1
Вооружение
1 х20-мм ШВАК 1X 12,7-мм УБС до 200 кг бомб или 6ХРС-82