Являлся результатом развития МиГ-1. Вышеприведенные недостатки Ми1 -1 были в основном устранены, но все же часть его свойств преодолеть не удалось: большая посадочная скорость, не менее 144 км/ч, неудовлетворительная на небольших высотах маневренность, большой радиус виража, но на высоте свыше 6 тыс. м он все же оказался по маневренности лучше других истребителей. Время виража — 26—27 с.
К началу войны истребителей МиГ-3 в строю стало значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них переучивались большинство летчиков. Но МиГ-3 был все же недостаточно освоен строевыми летчиками, переучивание большинства из них еще не было завершено. В сравнении с И-15, не принимая в расчет И-153, МиГ-3 был труднее в пилотировании, в частности при посадке (пробег был порядка 600 м при посадочной скорости более 150 км/ч). Велика была аварийность. По предложению летчика-испытателя С. П. Супруна были сформированы два полка на МиГ-3. Косвенно это помогло в устранении недостатков в обучении технике пилотирования. Однако новый истребитель, несмотря на превосходство в скорости на высотах более 5000 м, на малых и средних высотах сильно уступал истребителям Як, Ла и немецким аналогам, имея тут достаточно низкие данные, что по причине слабости вооружения не позволило принять МиГ-3 как фронтовой истребитель. Но ему смогли найти применение — использование в качестве высотного ночного истребителя в системе ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и скорость на высотах были важнейшими условиями. Так он в основном и использовался до конца войны, в частности, для охраны Москвы. На фронтах МиГ-3 применялся в 1942—1943 гг. (на Брянщине, на Кубани, в Молдавии и Крыму). МиГ-3 помог одержать свою первую победу А. И. Покрышкину (был сбит Ме-109Е).
Важно сказать, что ремонтные качества МиГ-3 были исключительные. Хорошо была обеспечена взаимозаменяемость. Из двух-трех поломанных самолетов легко можно было создать один целый. Самолет был очень технологичен и длительное время держался на вооружении после прекращения производства. Всего построено 3272 самолета.
Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-3