Истребитель, полученный в результате непосредственного развития Як-1 и
его учебно-тренировочного варианта УТИ-26. Размеры и контуры не
изменились. За кабиной летчика в фюзеляже Як-7 находился еще один отсек,
который можно было использовать для различных целей. Первоначальный
вариант — с двигателем ВК-105П в 1050 л. с. Вооружение: одна пушка
ШВАК-20, затем МП-20 (130 снарядов), ось редуктора и два синхронных
пулемета УБС (300 патронов) взамен двух пулеметов ШКАС на Як-7. Под
крылом можно было подвешивать шесть реактивных снарядов РС-82 или две
бомбы по 100 кг.
Самый массовый тип фронтового самолета-истребителя в составе наших ВВС в
годы Великой Отечественной войны. Очень часто применялся в воздушных
боях на всех фронтах. Самолет Як-9 был результатом развития Як-1 и Як-7,
а его непосредственным предшественником был Як-7ДИ. Сохранились
основные размеры и обводы, но в Як-9 был внесен ряд усовершенствований.
Был установлен двигатель ВК-105ПФ номинальной мощностью в 1222 л. с. у
земли и 1180 л. с. на высоте 2300 м. Масса его — 614 кг. Фонарь кабины и
гаргрот — по типу Як-7Б. Конструкция Як-9 сохранялась, как и прежде,
смешанная, но лонжероны крыла вместо прежних деревянных коробчатого типа
стали металлическими.
В
мае — июне 1941 г. первые серийные Ил-2 начали поступать в строевые
части штурмовой авиации советских ВВС, но, к сожалению, их было еще
слишком мало из-за последовавшей вскоре эвакуации авиапромышленности.
Тем не менее они с успехом применялись в боях на дальних подступах к
Москве в августе — ноябре и зарекоменовали себя как действенное
противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных
колонн противника. Их вооружение в сочетании со специальными
противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5 (рвущимися на крупные осколки при
снаряде кумулятивного, то есть направленного, действия) массой 2,5 кг в
количестве 200 шт. давали возможность вести активную и успешную борьбу с
танками и пехотой.
В конструкции этого штурмовика был учтен весь опыт боевого применения
Ил-2. Он по праву считался лучшим штурмовым самолетом эпохи поршневых
двигателей. Участвовал в войне с фашистской Германией в самом ее
завершении. Его высокие летные качества позволяли использовать его без
прикрытия истребителей эскорта. Принимал активное участие в боевых
действиях против Японии осенью 1945 г. Находился на вооружении стран
Варшавского договора вплоть до начала б0-х гг. Произведено (в том числе
по лицензии в Чехии) 4955 самолетов.
Созданию этой гаубицы предшествовала относительно продолжительная
дискуссия о том, каким должен быть калибр новой гаубицы, предназначенной
для вооружения дивизионных артполков и частей РГК Красной Армии.
Некоторые военные специалисты выступали за создание 105-мм гаубицы как
более легкой и мобильной. Конец этой дискуссии был положен на
состоявшемся в марте 1937 года в Москве совещании, посвященном состоянию
и развитию артиллерийской техники. Выступивший на совещании начальник
Генштаба Красной Армии маршал А.И. Егоров, однозначно высказался в
пользу более мощной 122-мм гаубицы. На этом же совещании было принято
решение поручить проектирование гаубицы группе конструкторов во главе с
В.Н. Сидоренко. Конструктору Ф.Ф. Петрову было разрешено представить на
своеобразный конкурс свой проект гаубицы, созданный в инициативном
порядке. Осенью 1937 года оба проекта были рассмотрены специальной
комиссией, которая одобрила проект Ф.Ф. Петрова.
Первый вариант этой пушки под обозначением «122-мм корпусная пушка обр.
1931 г. (А-19)» был разработан в соответствии с Системой артиллерийского
вооружения на 1929-1932 гг. группой конструкторов Всесоюзного
орудийно-арсенального объединения под руководством С.П. Шукалова. Пушка
изготавливалась с 1931 года на нескольких артиллерийских заводах, в том
числе и на заводе в Мотовилихе. В 1937 году конструкторами этого завода
под руководством Ф.Ф. Петрова было выполнено наложение ствола этого
орудия на нормализованный лафет 52-Л-504А гаубицы-пушки МЛ-20. Новая
пушка получила обозначение «122-мм пушка обр. 1931/37 гг.» и вместе с
гаубицей-пушкой МЛ-20 составила так называемый «корпусной дуплекс» — две
артиллерийские системы, поступавшие до войны на вооружение корпусных
артполков. 122-мм пушка первоначально предназначалась для «надежного
действия по артиллерии, штабам, учреждениям и сооружениям полевого
типа». В ходе войны ее нередко приходилось использовать и для борьбы с
танками, для разрушения долговременных огневых точек и уничтожения живой
силы противника.
В связи с наблюдавшимися в предвоенные годы резким увеличением скоростей
и потолков боевых самолетов конструкторским бюро завода им. М.И.
Калинина по заданию ГАУ в 1939 году была разработана новая мощная 85-мм
зенитная пушка. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведенных на
разработку новой системы, ведущий конструктор Г.Д. Дорохин принял
решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия обр.
1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия.
Пушка предназначена для непосредственной поддержки и сопровождения пехоты и конницы огнем и колесами. Пушка
разработана в 1943 году конструкторами артиллерийского завода в
Мотовилихе под руководством М.Ю. Цирульникова. В том же году пушка была
запущена в производство вместо пушки обр. 1927 г. и выпускалась до конца
войны. 76,2-мм полковая пушка обр. 1943 г. получена в результате
наложения нового 76,2-мм ствола моноблочной конструкции на
модернизированный лафет 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г.,
которая заменялась в производстве более мощной 57-мм противотанковой
пушкой ЗИС-2. Поршневой затвор и прицел пушки аналогичны затвору и прицелу пушки обр. 1927 г. Пушка
имеет раздвижные станины, что позволило увеличить угол горизонтального
обстрела с 6° до 60°. В разведенном положении станины расцепляются с
боевой осью. В сведенном положении обе станины своими вилкообразными
концами плотно охватывают боевую ось и таким образом создают жесткое и
устойчивое положение лафета при транспортировке.
Проектирование новой пушки было начато в конце 1940 г. после успешно
проведенных испытаний 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Как и
большинство противотанковых пушек, она была компактной, имела легкий и
прочный лафет, который вполне мог быть использован при создании
дивизионной пушки. В то же время для пушек Ф-22УСВ был разработан
технологичный ствол с хорошими баллистическими характеристиками. Так что
в принципе конструкторам осталось лишь наложить на лафет пушки ЗИС-2
ствол пушки Ф-22УСВ, снабдив его дульным тормозом для снижения нагрузок
на лафет. Параллельно с проектированием пушки решались вопросы
технологии ее производства, велась отработка изготовления многих деталей
литьем, штамповкой и сваркой. По сравнению с УСВ трудозатраты при
изготовлении одного такого орудия уменьшились в 3 раза, а стоимость
пушки сократилась более чем на треть.
Задание на разработку новой мощной противотанковой пушки конструкторское
бюро под руководством В.Г. Грабина получило в 1940 году, вскоре после
завершения советско-финской войны. В упрощенном виде задача была
сформулирована так: «Новое противотанковое орудие должно быть сильнее
наших же танков». При этом подразумевался танк КВ-1 с броней толщиной
75-95 мм. Выдавая такое задание, Главное артиллерийское управление
Красной Армии исходило из того, что использование в финской войне
советских танков с противоснарядным бронированием наверняка не останется
незамеченным Генеральным штабом вермахта и послужит стимулом для
создания подобных танков и в Германии. Проведенные в конструкторском
бюро В.Г. Грабина исследования показали, что оптимальным для такого
орудия будет калибр 57 мм при снаряде весом 3,14 кг с начальной
скоростью 1000 м/с.